Перейти к содержанию

Теодюль Рибо, Творческое воображение


Рекомендуемые сообщения

Репост из There is no passion:

 

Дочитал книгу Теодюля Рибо. Чтение шло медленно, много думал в процессе. Самое удивительное – это от и до умная литература, написанная в 1901 году, и тем не менее, точность мысли автора наводит на мысли о современном научном рационализме. Автор в более тяжелых условиях, чем я, ведь у него нет одержимости идеей заполучить воображение; у него оно уже есть. Для Теодюля вопрос чисто умозрителен, но тем ценнее его позиция.
 
Самое ценное нашлось ближе к концу: идея о сознательности воображения.
 
То есть чем дальше от сознания, тем сильнее воображение. Теодюль Рибо приводит некую идею о «мечтателе», человеке, которому сознательный, реальный мир менее важен, чем бессознательный. Этого достаточно: ослабление силы реальности даёт силу бессознательному. Далее, внезапно, следует практически слово в слово идея точки сборки и светимости осознания из Кастанеды, хотя он на тот момент ещё не родился. И описано точно так, разве что не разными позициями точки сборки, а как бы различными людьми, которыми ты становишься по мере перемещения светимости вслед за точкой. Такие «кроссоверы», когда внезапно автор цитирует другого автора, жившего на тысячелетия или десятилетия позже, используя примерно те же образы и метафоры, хотя они друг с другом незнакомы, в психоанализе, психологии, религии и эзотерике всегда увлекали. Начинаешь думать, что наш мир – занятное место. Положим, Кастанеда мог с этим ознакомиться, но откуда индейцам знать Путь Дао или древним индусам – психоанализ… Подобные совпадения случаются.
 
В общем, чем дальше ты уходишь от нормальной сборки в сторону другой версии себя, тем ты ближе к миру бессознательного, который скрыт от тебя в обычном состоянии. Но у кого-то точка сборки подвижна (книги Кастанеды утверждают, что это – все женщины из-за их общего со вселенной начала. Психоанализ объясняет то же с других позиций, у меня в посте ниже такое есть), а у кого-то изначально находится далеко от позиции «человек без воображения». Короче, точку сборки нужно шатать, я это научился делать, самое простое – достижение Места Без Жалости, в этом я поднаторел, м-да. Затем – много месяцев фиксировать в привычках достигнутую позицию, если она нужная, или учиться двигать точку, как это делают женщины, хотя задачка посложнее будет.
 
Вот и всё. Так просто и долго-муторно-рутинно вместе с тем. Меньше придавать значения реальности, систематически поощрять визуальные фантазии и относиться к ним, как к реальным происшествиям. Лучше всего этому помогает чувственная связь – воспоминания важны для чувства, а абстракции – не очень. ЧСХ, хотя достоверных случаев получения воображения во взрослом виде нет, в книге описывается, что чуть ли не тенденция, когда воображение по-настоящему развивается в 30-40 лет. Были обычные образы, стало восприятие. Были фантазии, а пришли видения.
 
Идея повышения значимости воображения как способ его получить и усилить вообще проходит через всю книгу как её финальная мысль. У человека со слабым воображением есть образ. Но его развитие рождает восприятие. То есть способность чувствовать то, чего нет, или видеть образы в пространстве либо наяву. Ощущать запахи и вкусы. Это резкий скачок, который, тем не менее, достижим по методу абзацем выше.
 
Упомянута интересная особенность людей с отличным воображением – для них вещи как бы живые. То есть они тоже вслух скажут, мол, вещь неживая, но воспринимают мир по-другому. Для них мебель – не просто стул или шкаф, а понурый стул и ссутулившийся шкаф. Как поётся в песне Fleur:
 
Я знаю, живут своей жизнью вещи
Когда не следишь за ними…
И мир за спиною подвижен,
Стоит лишь отвернуться
Вот я на миг отвлеклась
И все вокруг стали другими…
 
Если вы не слышали эту группу, то смею заверить: у девушек просто ультимативное воображение.
 
На тему музыки в книге тоже упомянуто, как и я, автор подозревает, что она убивает способность представлять образы. Я провожу эксперимент и потом подробно буду об этом писать, т.к. у автора это просто мысли, а я проверю.
 
Ещё много внимания уделено движению образов. Мол, воображение рождается из движения. Готов поверить: какие бы то ни было образы я способен теперь увидеть разве что в вечном движении. Мол, застывшие и неподвижные вещи для представления даются труднее всего.
 
И была важная мысль, к которой я сам не пришел: отчетливость в сложности, а не простоте. Стремящийся к простому и понятному может стать хорошим инженером, но из него хреновый мечтатель. Это стремление нужно убивать в себе.
 
В остальном книга содержит рассуждения и исследования природы мышления, представления, фантазии. Например, практически любое изобретение или воображение происходит по аналогии, т.е. багаж знаний, художественных произведений и прочего влияет на способность стать творческим человеком.
 
Стоит ли читать? Не смешите мои тапочки, кто-то вроде меня поднимает подобное из архивов раз в десятки лет, это просто сканы книги на дореволюционномЪ языке. Мне доставило. Вам не нужно.
 
http://78.media.tumblr.com/5c99245519056f50888e98b4360d30fa/tumblr_oxy0djklHT1trej8uo1_1280.jpg
Изменено пользователем ellaternura
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...